«Антисвадебный закон» и народные традиции

1091
Традиционная узбекская свадьба/ Фото с сайта marry.uz

За последние двадцать лет власти не раз пытались в нормативном порядке ввести ограничения, связанные с празднованием свадеб в нашей стране. Кто-то видел в этом благо, вспоминая о непосильной ноше для семей, где реальный достаток не соответствовал представлениям о том, за что не придется краснеть годами, другие рассматривали вмешательство власти в дела семейные как покушение на вековые традиции. Но в чем действительный смысл подобного вмешательства и страдает ли от этого традиция? А давайте подумаем вместе.

У нас как-то не принято вспоминать о советском времени, но факт остается фактом: тогда открытая демонстрация богатства привлекала внимание правоохранительных органов. А потом наступили «лихие девяностые». Их можно было бы назвать эпохой в миниатюре, и это время, когда богатство перестало быть уголовно наказуемым, а стремление к нему стало восприниматься позитивно, как признак нарождающегося капитализма.

В таком контексте свадебная расточительность стала одной из ярких возможностей показать всему миру, что жизнь удалась, и каждый из тех, кто ощущал себя «хозяевами жизни» старался перещеголять другого. Так стала оформляться новая «традиция», пустившая корни в общественном сознании и охватившая со временем все слои населения.

Заметим, кстати, что дела семьи не могут регулироваться жестко, нормативно, и вводимые властями ограничения имеют только рекомендательный характер. В такой ситуации на быстрое решение возникшей проблемы рассчитывать просто не приходилось.

Что пыталось сделать государство? С одной стороны — дать людям с ограниченным достатком легальную возможность противодействовать неразумным тратам ссылкой на власть. С другой стороны — переориентировать тех, для кого свадебная расточительность является частью постоянного состязания с себе подобными, на более разумное вложение средств.

Но вряд ли можно сказать, что в этом было реальное покушение на сам обряд. Да, если почитать последние постановления хокимов, изданные уже после августовского поручения президента Республики Шавката Мирзиёева, то там мы встретим четкие указания на желательность изменения обряда, например, отказ от утреннего приветствия невесты, во время которого делаются щедрые подарки. Но тут дело же в подарках, которые в этом случае дарятся второй день. И если нет возможности сделать дары более символическими, то власть просто предлагает аннулировать повод к ним. Это один из вариантов решения. Тут важно, что само оно все-таки остается за нами. Власть лишь более или менее настойчиво предлагает нам способы сокращения свадебных трат.

Для большей конкретики мы даже перечислим основные моменты, которых коснулись органы местной власти, в частности — в постановлениях ташкентского и региональных хокимиятов.

В первую очередь речь шла о сокращении численности приглашенных гостей — их желательное количество на утреннем плове и вечерней свадьбе не должно превышать трех сотен человек.

Также власти попытались сократить само число обязательных мероприятий — Наманганский хокимият предлагает соединить в одно событие приход друзей жениха и утренний плов. Ташкентский хокимият, как мы уже говорили, предлагается отказаться от утреннего приветствия невесты.

Не забыло государство и о тратах, которые ложатся на сторону невесты, обязанную обставлять квартиру молодых. Раньше сторона жениха устраивала свадьбу, а сторона невесты обставляла дом. Теперь все предлагается переложить на сторону жениха.

Свадебные кортежи — это не только расточительно, но и опасно. Разные органы власти ограничивают численность машин кортеж от 5 до 1. При этом запрещено высовываться из автомобиля во время движения — это касается прежде всего операторов.

Была затронута и стоимость подарков — подарок жениха при сватовстве не должен стоить более 10 МРОТ (1,5 миллиона сум на сегодня).

Количество блюд, подаваемых во время свадебного ужина, не должно быть больше двух, количество артистов, выступающих перед гостями — тоже не более двух. Самих артистов теперь лицензируют, а полученные деньги — учитывают. Нежелательно и традиционное буквальное разбрасывание денег.

Как подобные решения реализуются на практике? Основным рычагом власти в этом вопросе является постепенная переориентация общественного мнения — реальной, кстати, силы, которая и является определяющей для большинства семей. И мы считаем, что ему действительно пора меняться — экономическая нестабильность 90-х осталась далеко в прошлом, а пришедшая ей на смену стабильность несет с собой новые тренды — сорить деньгами становится попросту немодно, привлекательнее выглядит вложение их в саму семью, ее будущее.

А как же традиция? А с ней все нормально. Свадьба — прекрасный повод собрать вместе многочисленную родню, друзей и соседей, отпраздновать создание новой семьи. Но пора уже подходить к этому без фанатизма и отказаться от пошлых «традиций» 90-х.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here