Игры с цветами

1002

О цветах и не только – беседа с Рубеном Саакяном, основателем и руководителем студии современной флористики «Дом цветов Goodveen».

Я пытался вспомнить нашу первую встречу, поздней осенью 2005 года, кажется сразу после ремонта магазина Goodveen в отеле ТАТА. Меня тогда поразила информация о приглашении тренера-флориста, кажется из Голландии, который начинал тренинг для коллег из твоего салона и цветочных магазинов конкурентов. Для своих понятно, но зачем учить правильно работать конкурентов? Твой ответ: «моя задача поднять уровень работы флористов и показать клиентам в нашей стране, что такое высокий уровень флористики». Мне эта идея показалась утопической. Прошло 12 лет, как изменилось твое отношение ко всеобщему обучению флористов Узбекистана?

Я считаю моё тогдашнее решение абсолютно верным. Действия мои принесли замечательные результаты. Тот круг людей, который действительно был заинтересован во флористике, достиг довольно высоких результатов, некоторые из этих флористов демонстрируют выдающиеся достижения. Я вижу технику в их руках, полученную как раз на том самом семинаре, о котором ты вспоминаешь. За последние 12 лет я провел несколько подобных семинаров. Меня очень радуют успехи моих коллег, а успехи, надо сказать, замечательные – на моих глазах продавцы цветов стали флористами! Следует отметить, что 12 лет назад о профессии флорист в Узбекистане знали единицы. Конечно я понимал, что да, мои усилия приведут к конкуренции и когда-то мне придется конкурировать с моими учениками и коллегами, но тогда было все иначе и меня не устраивало положение дел.

Когда я открыл Дом цветов Goodveen конкуренции в моем сегменте практически не было, и в этом я видел минус. Был рынок и пару, тройку магазинов, и клиент Гудвина ограничивался теми немногими людьми, которые понимали то, что мы делаем и принимали ту флористику которую мне было интересно им предлагать. Это была флористика уже довольно высокого уровня, с использованием неожиданных материалов, сложных  техник, а люди привыкли к букетам в куче целлофана, бумаги и выколи глаз разнообразию цвета. Так вот, когда клиент с рынка заходил в мой магазин, он так ни с чем и выходил, не понимая что , перед ним такое, он требовал привычного шелеста целлофана и мы по-прежнему обходились тем узким кругом наших поклонников и неспешно расширяли его благодаря сарафанному радио. Эти обстоятельства и привели меня к мысли, что нужно делиться своими знаниями с коллегами, чтобы они, в свою очередь поднимали потребительскую культуру своих клиентов и таким образом число наших потенциальных клиентов могло расти. На сегодня цель достигнута, теперь в мои магазины заходит все больше подготовленных людей, благодаря которым я могу строить планы, развиваться и делиться своими достижениями и достижениями моих учеников с все большим и большим количеством людей.

Конечно здорово, что сегодня в Узбекистане так много цветочных салонов, причем хорошего уровня. Но мне кажется, что Goodveen в лидерах, и я этот успех связываю с тобой лично. Объясню почему. Я много видел красивых букетов в разных странах мира, но твои цветочные композиции, их было четыре, они были изготовлены в разное время, поразили меня свой необычной красотой и утонченным изяществом. По твоему мнению — твои личные достижения во флористике — это результат учебы в художественном училище имени П.П. Бенькова или все-таки это природный дар и работа над собой.

По поводу природного дара я бы не хвастался. Дар, как мне кажется можно разглядеть в довольно раннем возрасте. Я же был ребенком, который в своей группе в детском садике рисовал хуже всех, правда рисовал очень много. Наверное, были какие-то творческие способности, которые во мне заметили мои родители.

Несомненно, академическое образование в области живописи повлияло на моё развитие как флориста.

Что касается утонченности и восхитительности — сложно сказать, стараюсь получить удовольствие от самого процесса. Кстати, высокая требовательность заставляет порой многократно переделывать композицию и результат такой требовательности удачное произведение.

В одном из недавних интервью рассказал о том, что когда работаю, то погружаюсь внекую легкую медитацию (смеется). Я конечно не ухожу в никакую нирвану, но начинаю напевать какую-то мелодию, часто не адекватную той композиции, которую творю. Но мелодия позволяет мне погрузиться в мир, где есть только я и моя композиция. Думаю, что это обычный творческий процесс и многие так работают.

Тебе образы букетов видятся во сне, утром ты просыпаешься, делаешь эскизы для будущих заказчиков, или это вдохновение? А может быть просто, привязываешь красивый образ к пожеланию заказчика?

Не смогу так сразу ответить. Снятся, не снятся… Творческие фантазии  и идеи обычно посещают меня во время работы, но бывает и вечерами. Блокнот и карандаши, во всяком случае, у меня всегда под рукой, в любой момент могу зарисовать ту или иную идею и уже утром обсуждать и делиться ею с учениками.

Надо знать как я работаю со своими заказчиками чтобы понять, что работа «по заготовкам» исключена. Работать с заготовками мне не интересно. Каждый клиент интересен своими особенностями, его запрос индивидуален и он в праве получить уникальную услугу. Поэтому мои флористы в первую очередь выясняют каков истинный запрос, какова цель с которой пришел заказчик и чего он ждет от нас на самом деле. Понятно, что он пришел за букетом или композицией, но нас интересует какого результата он ждет от этого букета, какова конечная цель. Мы понимаем, что, за частую, люди приходят к нам с проблемой и наша задача создать произведение, которое соответствует этому запросу, именно этого человека, именно для этого адресата, именно в этот период времени.

Поговорим немного о свадьбе. Тебе не кажется, что при моде на пышные, богато отделанные платья, к которым привыкли в Узбекистане, любой букет невесты будет казаться блеклым?

О свадьбе? Сам напросился…

Как мне кажется страсть к различного рода роскоши у нашего народа от большой тоски. Корни в нашем советском прошло, тогда свадебные торжества были достаточно скромными. Качели качнулись в другую сторону и всех потянуло в царскую роскошь.

Для меня лично пышное платье не синоним безвкусия, хотя всякого повидал… Я так же видел довольно изысканные и элегантные примеры.

Такие пышные наряды, как правило обильно украшены всякого рода деталями, кристаллами, жемчугами и вышивками и подобрать букет к такому платью порой нелегкая задача, ведь букет невесты – это последняя деталь, которая завершает и собирает образ невесты и может являться акцентом и даже кульминацией всего ансамбля. Невесту неловко долго разглядывать, мы бросаем взгляд на 2, 3 мгновения и это первое впечатление фиксируется в нашем воображении и впечатление об образе невесты во многом зависит от того на сколько правильно подобран букет. Неудачно же подобранный букет может полностью разрушить замысел стилиста и впечатление будет совсем не желаемое.

Свадьба — это не только букет невесты – это и культура оформления всего торжества различными цветочными композициями. Как часто организаторы свадьбы прислушиваются к вашим советам – всё цветочное оформление должно соответствовать единой концепции и быть неразрывной частью всей церемонии? Или вы считаете, что «клиент всегда прав» и за его деньги исполняете любое желание?

Набившее оскомину «клиент всегда прав»для меня имеет несколько иной смысл, чем «слушай клиента и делай как он хочет». Клиент или заказчик прежде всего приходит за помощью к профессионалу, будь то врач или флорист. Разумеется, следует ориентироваться на запрос, но если заказчик и организатор диктуют декоратору или флористу что и как нужно делать, такой подход не приведет к успеху и не даст удовлетворения ни одной из сторон.

Чаще всего у меня великолепные отношения с организаторами свадебного мероприятия. Как правило меня привлекают, как художника-постановщика свадебного торжества. Тогда в мои задачи входит создание образа мероприятия, органично соединять флористику, декорации, свет, а так же взаимодействовать с артистами, хореографами, учитывать и опираться на сценарий. Это очень интересный творческий процесс, требующий непрерывного взаимодействия с заказчиком и организатором мероприятия.

Как-то я слышал, что ни один актер ни разу не провалился в роли Гамлета. Шекспир настолько гениально написал текст главного героя, что как не произноси слова Гамлета – успех гарантирован. Тебе не кажется, что природа создав такое гениальное произведение как цветы, позаботилось о том, что как их не собирай в букет – всё равно будет красиво?

Такой оценочный критерий как «красиво» или «не красиво» не является объективным и не используется дизайнерами. Мы пользуемся несколько иными критериями. А с другой стороны, ты не находишь что все что создала природа есть красиво? То, что нам кажется красивым, есть проявление законов, по которым создано все: цветы, морозные узоры, планеты и мы, люди. Если любоваться каждым отдельным цветком в букете, то каждый из них будет красив, по той причине, что его таким создала природа. И все его лепесточки и пыльнички, стебелек и тычинки построены по тем самым законам. А если мы взглянем на букет в целом, то его «красота» полностью зависит от умения его создателя воспользоваться этими законами, по сути одним законом. Посмотри на палитру художника. Каждая краска сама по себе достаточно красива, да и в палитре они прекрасно смотрятся. И в руках Мастера краски превращаются в произведение искусства, а в руках юного художника пока еще не очень…

Хороший флорист – это тоже художник, для которого средство выражения это не краски, а цветы.

Мы живем в жестоком мире и постоянно слышим о преступлениях, которые свершаются вокруг нас. Мне кажется, что человек, который сажает цветы, ухаживает за ними, превращает их в красивые композиции и в конце концов покупает и дарит любимому или близкому человеку не может совершить преступление?

Я безапелляционно верю в силу флористики, как одного из видов искусства, который по-доброму влияет на жизнь человека. Правда многое зависит от того, как мы вообще относимся к искусству. Разделяю мысль о том, что искусство не десерт, оно не может быть оставлено на потом, после основного блюда. Искусство обладает огромной силой, влияющей на жизнь человека.

Думаю, что флористы, как и музыканты, певцы, художники, скульпторы помогают этому миру стать не только более красивым, но и добрым.

Мой офис находится недалеко от «Дома цветов Goodveen» на ул. С.Азимова. Я с удовольствием констатирую, что когда очередной ваш клиентпокидает магазин с эффектным букетом, то у прохожих невольно появляется на лице улыбка, глаза становятся добрее. Это к твоему предыдущему ответу. Поэтому думаю, что нам надо объединять усилия и рассказывать о флористике как можно больше. Стараться с помощью цветов сделать мир более совершенным. Нет?

Было бы не интересно просто делать свое дело, зарабатывать деньги и множить свой бизнес, у каждого, рано или поздно наступает момент, когда появляется желание и возможность делиться чем-то большим чем своим качественным продуктом. Ко мне это понимание пришло в 2005 году.

С тех пор я не прекращаю проводить собственные семинары и мастер-классы, семинары с приглашением зарубежных мастеров, форумы на которые собираются не только отечественные, но и зарубежные флористы. Такие форумы, как правило заканчиваются показами и выставками, на лучших выставочных площадках страны, способных вместить большое количество зрителей.

Нисколько не сомневаюсь, что у тебя множество интересных идей и планов в 2018 году. Наша компания с удовольствием окажет информационную поддержку всем проектам, которые ты начнешь реализовывать в новом году.

Беседовал Главный редактор сайта www.wedding Виктор МИХАЙЛОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here