Возвращение «Риголетто» в Ташкентский Большой театр

591

«Риголетто» – одна из величайших оперных партитур XIX века, которую гениальный Джузеппе Верди считал лучшей из своих творений. Неслучайно она входит в число шедевров мировой оперной сцены. «Мне кажется, – писал композитор, – что самым театрально-действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является «Риголетто». Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика!». 
Публика с неизменным восторгом принимает постановку этой оперы, начиная с премьерной в Венеции в 1851 году и на протяжении всей ее сценической истории. Так было и на недавней премьере «Риголетто» в Государственном академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои. Когда зазвучала музыка, и открылся занавес, зал замер. А когда в финале спектакля бархатный занавес сомкнулся, все зрители в едином порыве встали с мест и, скандируя «Браво!», бурно аплодировали исполнителям и постановщикам. Это было впечатляюще!

Трагическая история придворного шута Риголетто, поплатившегося за свой острый язык, никого не оставила равнодушным. Это произведение (созданное по мотивам пьесы «Король забавляется» главы французского романтизма Виктора Гюго), выдержало не одну сотню постановок, но это не мешает ему оставаться актуальным: при любом дворе всегда будут шуты и красавицы. В опере поднимаются темы, животрепещущие и сегодня: проблемы любви, семьи, чести. Так, молодая девушка Джильда, которая по-настоящему любит, жертвует собой ради любимого герцога. В сюжете оперы, помимо любви и крови, хватает и других интриг: проклятие и объятие, измены, издевательство и предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, теряющего свою единственную дочь, но вынужденного остаться в маске шута. Но чему учит эта оперная история, созданная два века назад Джузеппе Верди? Любви, преданности, нравственности, человечности, состраданию. Ну а главной составляющей ее успеха является гениальная музыка, которую трудно испортить.
Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Впрочем, напомню сюжет для тех, кто незнаком с ним. Герцог Мантуанский не пропускает ни одну красивую женщину, коллекционируя их в своей постели. А его придворный шут Риголетто, подыгрывая хозяину, поднимает на смех всех обманутых мужей и несчастных отцов, один из которых его и проклинает. Вскоре в коллекцию герцога попадает и дочь Риголетто Джильда, за поруганную честь которой шут обещает отомстить, а в ответ получает ее труп в мешке. Таким образом, проклятье графа Монтероне сбывается. А ловелас остается жив, и любим очередной пассией Маддаленой. Все, как в жизни: нет правды на земле.

На сцене Большого театра Узбекистана опера «Риголетто» ставилась в разные годы три раза: в 1970-м (постановка заслуженной артистки Узбекистана А.Миралимбаевой), в 1998-м (постановка заслуженного работника культуры Узбекистана Х.Касымова) и в нынешнем. Работу над новой сценической версией оперы в этот раз доверили молодым: стажеру-режиссеру Руслану Шерезданову, известному по новогодним спектаклям ГАБТа и стажеру-дирижеру Аъзамхону Ахмедову, также имеющему опыт сотрудничества с коллективом. Он работал над оперой «Алеко» С.Рахманинова и балетом «Белоснежка» К.Хачатуряна и участвовал в гала-концертах театра. Музыкальный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов. В постановочную группу также вошли: художник-сценограф заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров, художник по костюмам Лобар Палванова, главный хормейстер народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и хормейстер Наталья Куприянова.
Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Как признался режиссер-постановщик Руслан Шерезданов, он задумал с Аъзамхоном Ахмедовым поставить известный классический опус вне времени, все темы которого актуальны во все времена. Помимо того, что это очень яркая, итальянская опера, постановщики сконцентрировали внимание современного зрителя на том, что нельзя сеять зло, нельзя создавать чудовищ и быть в полной уверенности, что это зло не коснется не только тебя самого, но и твоих близких. Отсюда появление карт Таро, предстающих в спектакле в виде декораций, по которым определяется судьба главных героев, через которые они ее видят.

В техническом плане спектакль получился не очень сложным, был выбран минималистический вариант сценографии, когда главную роль играет не декоративная пышность, а люди. Внимание постановщиков сконцентрировано на отношениях действующих лиц, на том, что между ними происходит. Поэтому акцент делается на костюмы, на решенных образах, на свет (художник по свету Владислав Жураковский). В итоге функциональность в спектакле преобладает над декоративностью. Здесь достаточно полетный музыкальный материал, драматургия идет сквозным действием, что позволило постановщикам создать ту атмосферу, которая адекватна их замыслу. К этому следует добавить, что в новой версии «Риголетто» были восстановлены все купюры, имевшие место в предыдущих постановках, и сегодня опера исполняется так, как написал ее Верди.

Итак, первый премьерный спектакль. В новой постановке занято около 60 человек, из которых 40 – артисты хора. Для спектакля подготовлено два состава. Мне довелось увидеть первый. В тот вечер все артисты жили в своих ролях, своими образами. Жили, а не играли. Там было все для успеха: работающая массовка, харизматичные солисты, красивые декорации, карты Таро, сделавшие эту историю актуальной для наших дней.

Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

В партии Риголетто выступил заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров, которому удалось передать двойственность состояния придворного шута раздираемого параноидальным страхом и жаждой мщения. Артист очень точно подчеркнул заложенное в самой музыке противоречие между придворным шутом и любящим отцом: насколько неприятны, отрывисты и карикатурны его интонации на празднике во дворце, насколько же они мягки и глубоко лиричны в сценах с Джильдой. Кстати, это самая трудная партия для баритона. Здесь чистого пения – 45 минут. А во время исполнения артист ни на секунду не забывает, что правое плечо всегда должно быть выше левого из-за горба, поэтому ему приходится постоянно ходить с полусогнутым левым коленом, чтобы достичь этого эффекта, а шея все время вытянута, руки цепкие, крючковатые. Учитывая трагизм и глубину персонажа, нельзя допускать, чтобы он выглядел жалким и немощным, потому что в моменты борьбы за дочь он поистине велик. И Гафарову удается держать этот баланс.

Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Казалось бы, малоприятный герцог должен вызывать негативную реакцию у зрителя, но в исполнении народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова он вышел довольно-таки симпатичным – артист очень верно передал именно то сочетание лукавства и открытости, которое превращает прожженного бабника в обаятельного милашку. Разве он виноват, что все красавицы, от злодейки-убийцы Маддалены до невероятной скромницы Джильды, стремятся получить его любовь? В связи с этим вспомнилась сцена, когда красивый, полный энергии безнравственный герцог-Усманов, покачиваясь от выпитого вина, и, помахивая кубком, бросает его на пол, и зрители одобрительно ему аплодируют.

Глубокий, красивый голос Рамиза Усманова разносится по залу как раскат грома, его свободные, легкие интонации служат украшением этого цельного образа.

Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Что касается светлой и чистой Джильды, которую исполняет Анжелика Мухаметзянова, то она не столько самостоятельный персонаж, сколько движущая сила сюжета, являющаяся своеобразным живым фоном, подчеркивающим конфликты остальных героев. Фактически, у нее только одна большая сольная партия, в первом акте. Остальное – дуэты и квартет. Невинная, обманутая девушка, готовая пожертвовать собой ради любви вызывает искреннее сочувствие.

Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Прекрасно звучит партия разбойника Спарафучиле у заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова, обладающего не только мощным и благородным басом, но и идеально подходящими внешними данными. Он создал замечательный образ хладнокровного, но вместе с тем, сохраняющего определенное достоинство убийцы. Сильный, с очень четкими интонациями бас, безупречная дикция Борчанинова помогают раскрыть образ разбойника. Безусловно, на высоте и его актерская игра. Этого певца всегда отличает феноменальная энергия существования на сцене.

Партию Маддалены, сестры бандита, влюбленную в герцога Мантуанского, исполнила Анастасия Юдина, воплотившая пылкий, страстный образ своей героини. Особенно была выразительна певица в сценах с герцогом.

А как хорош Джабраил Идрисов в образе графа Монтероне – старца, проклявшего герцога и его окружение. Благодаря нему, эта светлая, чистая личность, глубоко переживающая позор своей дочери, вырастает в фигуру огромной силы.

Джованна Рады Смирных как-то особенно трогательна. Певица вносит в свою партию много тепла, несмотря на стремление ее героини урвать кусок пожирнее.

Удачно выступили в спектакле и исполнители небольших партий – Александр Полонский (Маттео Борса), Жасур Саидов (кавалер Марулло), Аминзода Джуманиязов и Гульмира Нурметова (граф и графиня Чепрано), а также Мадина Базарова (паж герцогини) и Хислат Комилов (офицер).

Возвращение «Риголетто»  в Ташкентский Большой театр

Много свежести вносит в оперное действо хор, являющийся непосредственным его участником. Радует качество его звучания – интонационно чистое, слитное, отделанное в фразировке. Немало труда вложили в разучивание оперы концертмейстеры Шахноза Ташпулатова, Зарина Шаметова, Олег Шеек, а также хореограф Мария Левицкая.

И наконец, изрядную лепту в общий успех спектакля внес оркестр под управлением Аъзамхода Ахмедова, который уверенно вел спектакль.
И несмотря на то, что использовать психологический реализм, показать реальную жизнь и образы той эпохи – задача не из простых,
постановщикам и исполнителям удалось донести до зрителя атмосферу того времени, передать характеры героев и раскрыть главный конфликт. Так что у коллектива есть все данные для того, чтобы надолго закрепить этот интересный спектакль в своем репертуаре, если учесть, что генеральным спонсором проекта выступил «Podium Italia Boutique».

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Юрия Полянского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here