СВАДЬБА ПО-КАШКАДАРЬИНСКИ

2235

 

Случалось ли вам повеселиться насвадьбе в Кашкадарье? Это, конечно, удовольствие непередаваемое. Помимо того, что вас беспрестанно будут кормить там всякими вкусностями и сладостями, вы станете участниками интереснейших традиционных свадебных обрядов. Корнями уходящие вглубь веков, еще в период зороастризма, они строго соблюдаются здесь и поныне и призваны привлечь в новую семью счастье, здоровое потомство, изобилие и долголетие в супружеской жизни. 

Нам довелось побывать на свадьбе в Яккабагском районе в кишлаке Илгор под Шахрисабзом и непосредственно наблюдать за происходящим в доме уважаемой в махалле большой, дружной и гостеприимной семьи-долгожителей – Джанкобилова Тулкин-ака. Он женил сына – Шахриддина на девушке из соседнего кишлака – Захро.

Официальная часть

Конечно, современность внесла свои коррективы в «распорядок» дня свадьбы, но основная изюминка, придающая душевность этому событию, сохранилась. Так, церемониал начинается с поездки жениха и невесты в ЗАГС, где они официально оформляют свои отношения. Здесь все, как положено – торжественные речи, обмен кольцами, символический звон бокалов, поздравления, прогулка до мемориального комплекса Тахира и Зухры с возложением цветов и фотосессия. Потом невесту с ее подружками отвозят в ее дом, дабы она могла «припудрить носик» и подготовиться к основным действам торжества, а жених с друзьями возвращается к себе домой для небольшой передышки на чай. Дастарханы и в том, и в другом доме, конечно, ломятся от всевозможных яств и сладостей. Гостей здесь рады принять не только в доме жениха, но и в соседних, если вдруг кому-то места не хватило. Так что празднуют здесь, можно сказать, всей махаллей, где любой житель укажет дорогу, в каком доме сегодня свадьба.

За невестой

После обеда жених со своей свитой и его замужние тетушки во главе с самой старшей из них отправляются в дом невесты, где для них накрывается дастархан, готовится праздничный плов. Под звуки карнаев-сурнаев, залихватски пританцовывая, друзья окружают жениха и ведут его в дом невесты, за ними следуют женщины. Отдельно в одной половине дома рассаживают мужской коллектив, в другой – женщин. Однако тем некогда сидеть, символически выпив пиалу чая со сладостями, женщины со стороны жениха тут же принимаются готовить комнату для выдачи невесты. Они сооружают «чимилдик»: половину комнаты с молитвой перетягивают плотной новой занавесью на веревочках. В это время женская половина со стороны невесты одевает ее в традиционный узбекский свадебный наряд, в котором она войдет в дом жениха: белое платье простого покроя с длинным рукавом, «лозим» (национальные штанишки до щиколоток), узбекские ичиги – «махси калиш», платок на голову и паранджу сверху, украшенную национальной вышивкой региона.

«Чимилдик»

Как только чимилдик готов, в комнату зовут жениха. Надев предварительно тюбетейку, новый чапан и обвязавшись праздничным платком – «бельвок», жених идет на женскую половину. Прежде, чем переступить порог, перед ним расстилают небольшой кусок ткани хан-атлас – «пайондоз», на который он должен наступить сначала правой ногой и пройти. Эту ткань тут же хватают идущие следом неженатые друзья и шумно и весело разрывают ее буквально на полоски, привязывая их к своим ремням. У этого ритуала двоякий смысл: чтобы и остальные юноши нашли свою вторую половинку, и жениху легко было справляться со своими супружескими обязанностями. Жених входит за чимилдик и ждет невесту, которую ведут к нему со двора ее замужние тетушки и подруги под большим сюзане, хором напевая традиционную народную свадебную песню «Ёр-Ёр». На пороге в комнату невесту встречают старшие тети жениха и невесты и, напевая старинную народную песню-пожелание, подводят ее к жениху. Прежде, чем невесте войти за чимилдик, жених должен наступить ей на ногу в знак того, что теперь он – глава их семьи.

 

Благословение

Теперь молодых ждет целый магический ритуал по укреплению супружеского союза. Сначала их благословляют символическим огнем: три раза кольцом обводят вокруг пары небольшим ручным светильником – чтобы меж ними всегда горел огонь любви и страсти. Затем дают обоим поглядеться в совершенно новое зеркало из приданого невесты – чтобы не разлучались и всю жизнь вместе гляделись в одно зеркало. С таким же посылом молодым дают испить чистой воды из одной чаши – «коса». Следом с пожеланиями изобилия в доме невесте дают блюдечко с изюмом, она берет горсть и кладет в карман к жениху – теперь у них общий карман и общий казан. Закрепляя это, из рук малыша оба должны съесть сладости.

Далее – еще интереснее: молодые садятся на корточки вместе с одной из старших тетушек, их с головой накрывают мягким пледом, а другая тетушка в это время ведет своеобразную шутливую «перекличку» с напарницей, заканчивая ее петушиным кукареканьем. Затем откидывается одеяло, и жениху вручают в подарок чайный сервиз с вареными яйцами на блюде, символически закладывая их ему за пазуху. Смысл этого веселого действа заключает в себе благословение на продолжение рода и появление многочисленного потомства в семье.

 

Из отчего дома в новую семью

После жених выходит на улицу, где прямо на земле расстелен для него дастархан с пловом. Здесь его благословляет старший мужчина со стороны невесты и приветствует ее мать. Невеста же, прежде чем навсегда переступить порог отчего дома, три раза кланяется отцу и целует ему колено – в знак благодарности за то, что вырастил и воспитал ее. Затем она в окружении тетушек и подруг отправляется к машине, которая вслед за машиной жениха везет ее в новый дом. По приезду перед воротами в доме жениха разжигается небольшой символический костер. Жених подходит к невесте, поднимает ее на руки, перекидывая на правое плечо, и три раза обходит костер, дабы очистить новую семью от недоброго сглаза и слова. Затем ставит ее на ноги и ведет к дому. У ворот их встречает мать жениха, напевая песню-пожелание, она приветствует новоявленную невестку и ведет молодых в дом, где уже накрыт праздничный дастархан. Войдя в дом, невестка три раза кланяется свекрови и гостям, а затем отправляется в отдельную комнату, где они будут жить с мужем, где уже разложены курпачи и сундуки с ее приданым, наряжаться в белое свадебное платье на вечернее торжество.

 

Кульминация

Как только невеста готова, молодые уже вместе садятся в машину и отправляются в город прогуляться по центральной площади, пройдя через портал дворца Ак-Сарая и сфотографировавшись у памятника Амиру Темуру. Кульминацией вечера становится непосредственно свадебный вечер в ресторане под звон бокалов с пожеланиями счастья молодым, с веселыми песнями и танцами.

Ранья Риммская

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here