Через несколько дней, в воскресенье, 4 марта, одна из главных кинобитв года будет окончена: в Голливуде раздадут 23 золотых статуэтки, и некоторые номинанты, вполне возможно, получат не одну, а несколько наград.
Традиционно выдача «Оскаров» происходит в последнюю неделю февраля, однако в этом году из-за проведения Олимпиады церемонию перенесли на первые выходные марта.
90-я юбилейная церемония уникальна благодаря своим номинантам. За золотую статуэтку в номинации «лучший режиссер» сражается Грета Гервиг — пятая в истории кинопремии женщина, претендующая на премию «Оскар». За звание «лучший оператор» впервые борется женщина — Рейчел Моррисон. На звание лучшего документалиста претендует Янс Форд — трансгендер, открыто говорящая о своей смене пола. Один из основных кинотрендов, по мнению голливудских кинокритиков и сотрудников индустрии, — истории однополой любви.
Русская служба Би-би-си разбиралась, какие фильмы и актеры могут победить и почему, как сильно изменилась «фабрика грез» после волны скандалов о сексуальных домогательствах и скажется ли это на внешнем виде и поведении голливудских звезд на самой церемонии.
Как сделать фильм, который получит номинацию на «Оскар»?
Классический голливудский рецепт фильма-претендента на «Оскар» состоит из трех компонентов: сильная история, актерская игра и сильный социальный или политический месседж, к которым американская киноакадемия испытывает особенный пиетет.
В качестве примера здесь любят приводить фильмы «В центре внимания» — о расследовании журналистов американской газеты «Бостон глоб» о сексуальных домогательствах и педофилии внутри католической церкви, «Эрин Брокович» — биографическая лента о судьбе американской правозащитницы, борющейся против корпорации, загрязняющей окружающую среду, и «Белые шлемы» — короткометражная документальная лента о волонтерском движении в Сирии.
Джо Байрон, профессор лос-анжелесской киношколы:
Во-первых, нужны умение и мастерство — фильм должен быть идеальным с точки зрения исполнения. Второе — кино должно увлекать, вы должны сразу же проявить отношение к истории, которая рассказывается.
Режиссеры — они ведь рассказчики, и что мне импонирует в фильмах, которые в этом году номинированы на «Оскар», это их истории.
Что происходит с нами, когда мы сидим в кинотеатре и видим историю, которая внезапно находит в нас отклик? Мы забываем о нашей собственной жизни и собственных проблемах, мы отдаем себя истории и кризису, о которых идет речь в фильме. Но самые великие картины, которые меняют нашу жизнь и получают «Оскары», — это те, с помощью которых мы задаем себе вопросы о нашей собственной жизни, это те фильмы, о которых мы думаем перед сном, после того, как их посмотрели, и о которых думаем наутро.
Голливуд всегда любил истории о людях, которые побеждают обстоятельства. Как правило, это истории о человеке, который искренне хочет чего-то, но есть препятствие, и этот человек либо получает желаемое, либо нет, но это история борьбы.
Но что гораздо важнее самой истории — причина, по которой она рассказывается в то или иное время.
Большие студии не любят сильные социальные или политические месседжи и избегают их. Такими историями, как оскароносная «В центре внимания», сценарий которой долгое время находился в черном списке, занимались независимые кинокомпании, преодолевшие множество преград.
Марли Робертс, кинопродюсер и актриса:
Очень понятный пример политического и социального послания — фильм «Секретное досье» Стивена Спилберга. Это картина, сделанная большой кинокомпанией о роли очень смелых журналистов, которые рассекретили документы Пентагона о войне во Вьетнаме. Учитывая то, как в те годы относились к медиа, как публиковалась определеннаю информация, это явно перекликается с тем, что происходит сейчас.
Какие истории задают тон в этом году?
Истории любви — безусловная голливудская классика, но в 2018 году у нее особенный тренд — однополая составляющая. Об этом — «Зови меня своим именем», фрагментарно — «Леди Бёрд» и «Форма воды».
Брайан Маклафлин, член американской Гильдии кинопродюсеров:
Истории геев сейчас принимаются гораздо легче и шире, это показывается не как что-то необычное, как в фильме «Зови меня своим именем», где такие отношения были показаны как допустимые.
В фильме «Леди Бёрд» один из героев чувствовал стыд из-за того, что был геем, но героиня очень хорошо его поняла и приняла, и в этом очень важный и сильный урок.
Говоря о «Зови меня своим именем» — несколько странно выглядит возраст персонажа: если бы он был хотя бы годом старше, в Америке это бы убрало некоторые вопросы даже с точки зрения маркетинга, потому что сейчас многие могут сказать, что этот фильм — о совращении подростка (один из героев фильма — 17-летний молодой человек, несовершеннолетний с точки зрения американского законодательства — прим. ред.). Таким образом, если бы он был на год старше, это бы убрало обвинения.
Марли Робертс:
«Зови меня своим именем» — этот фильм, о котором я много думала, когда вышла из кинотеатра. С точки зрения американского законодательства, эти отношения — вне закона, но, по итальянским законам (действие картины происходит в Италии — Би-би-си), где 14 лет — возраст сексуального согласия, все хорошо.
Я думаю, создателям «Зови меня своим именем» удалось рассказать историю любви. Да, двое этих мужчин — геи, но не в этом ведь соль. Самое главное — это двое людей, которые любят друг друга и все вокруг, — и это найдет отклик в сердцах многих людей. И, конечно, особенно трогательным выглядит отношение к происходящему родителей Элио.
Чем номинанты 90-й юбилейной церемонии «Оскар» отличаются от своих предшественников? Отсутствие единого фаворита, который соберет «урожай» статуэток — одна из отличительных особенностей «Оскара-2018».
Большинство историй, номинированных на «Оскар» в этом году, вызывают больше споров, чем однозначного согласия относительно лидера.
Кто может победить в номинации «лучший фильм»?
Брайан Маклафлин:
В категории победителей я был бы рад видеть «Прочь», но я думаю, победят «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» или «Форма воды».
Джо Байрон:
«Дюнкерк» — прекрасный фильм, абсолютно потрясающий, «Прочь» — фильм, сделанный простыми людьми без больших денег. Ты смотришь такой фильм и что-то чувствуешь, есть эмпатия и есть есть отклик в сердце.
Марли Робертс:
Я лично втайне надеюсь на призы для «Формы воды» и «Леди Бёрд».
«Леди Бёрд» — особенный фильм, и он вышел в особенно актуальный момент. Это история о двух людях, подобных которым мы до сих пор никогда не видели, они очень показательны в этот момент. Это также история о женщинах, которые снимают фильмы, женщинах, которые вдохновляют персонажей, женщинах-лидерах и женских моментах, Вот это все дает мне особую надежду по поводу и киноиндустрии, и мирового лидерства.
Кто может победить в категориях «лучший актер» и «лучшая актриса»?
Джо Байрон:
У Гэри Олдмена проблемы (актер обвиняется в том, что ударил жену телефонной трубкойв присутствии детей — Би-би-си), но его актерская игра в фильме «Темные времена» настолько невероятна, что у него есть все шансы на победу.
Брайан Маклафлин:
Я думаю, у Гэри Олдмена есть все шансы победить в номинации «лучший актер». Лучшая актриса второго плана — скорее всего, Элисон Дженни.
Я думаю, Френсис Макдорменд, вероятнее всего, победит в номинации «лучшая актриса». Я также надеюсь, что победит Марго Робби, потому что я считаю, что фильм «Тоня против всех» просто великолепен.
Лучший актер второго плана — Сэм Роквилл, и это интересно, потому что он всегда был в категории «инди-актеров», кроме его роли в «Железном человеке».
Марли Робертс:
Я уверена, что главный фаворит в номинации «лучшая мужская роль» — это Гэри Олдмен. Я наблюдала за Тимоти Шаламэ лично, я видела его в спектакле в Нью-Йорке, он был суперзвездой. Вы не представляете себе, какой путь он проделал за последние несколько лет.
Относительно «лучшей актрисы» — вот это действительно сложный вопрос. Я люблю Марго Робби и «Тоня против всех» — это один из моих любимых фильмов, если бы я что-то меняла в номинациях, я бы хотела, чтобы этот фильм участвовал в большем количестве номинаций.
И вот дальше еще сложнее — потому что Фрэнсис Макдермонд отлично сыграла в «Трех билбордах», и есть еще Сирша Ронан и ее роль в «Леди Бёрд». Это моя любимая троица, но если придется выбирать одну — это точно Марго Робби.
Как изменился Голливуд после недавней волны скандалов?
Брайан Маклафлин:
Я надеюсь, что отношение к сексуальным домогательствам уже изменилось, и изменилось навсегда: посмотрите на ситуацию несколько лет назад и еще раньше, и ту динамику, которая произошла в течение последнего года.
Есть институциональные изменения: многие гильдии, в том числе, Гильдия продюсеров, выпустили специальные правила и рекомендации относительно противодействия сексуальным домогательствам. Есть сильные измения в отношении защиты всех людей, но особенно, для защиты женщин, которые работают в индустрии.
Уже прописаны правила и взыскания за домогательства, запрет «услуги за услугу» — нельзя получить роль или работу в обмен на секс. Возможно, такие вещи очевидны, и не стоило бы их проговаривать но оказалось, что нужно было их проговорить, прописать, сделать правилами.
Харви Вайнштайн стал классическим примером: он исключен из Гильдии продюсеров, его компания объявила себя банкротом — большой сюрприз, но мало кому его не жаль.
Джо Байрон:
Качественные изменения — еще впереди. После волны сексуальных домогательств остается еще один аспект — равная оплата труда для женщин и мужчин. Им обязательно нужно работать в Голливуде в смешанных командах, 50/50, на равных условиях.
Марли Робертс:
У меня в Голливуде не было негативного опыта — моими коллегами были и остаются замечательные мужчины и женщины. Но я считаю, что у меня не было бы таких возможностей, если бы не женщины, которые проторили мне дорогу. И я думаю, что нам, нынешнему поколению, нужно прокладывать свой собственный путь.
Придут ли женщины на церемонию в черных глухих платьях?
Брайан Маклафлин:
Не уверен, что тренд «все в черном» будет актуален для «Оскара». Я также хотел бы отметить, что считаю нечестной и несправедливой критику в адрес женщин, которые одеваются в открытые платья. Это все равно, что сказать, что женщина, одетая сексуально, просит об изнасиловании.
Люди часто критикуют такой стиль и спрашивают: почему ты так оделась? Мы все знаем, что что это несправедливо и неправильно. Но женщины сами критикуют друг друга относительно манеры одеваться. При этом не стоит забывать: одно из прав женщин — одеваться так, как они хотят! И порой те же люди, которые критикуют других за откровенные наряды, сами одеваются довольно откровенно. Я терпеть не могу подобные комментарии — если женщины чувствуют себя красивыми и сексуальными — прекрасно, не стоит их за это критиковать.
Марли Робертс:
Я считаю, что в чем людям комфортно, в том им и стоит ходить. Если хочется одеться в черное в знак солидарности с теми женщинами и мужчинами, которые стали жертвами сексуальных домогательств на работе, — пожалуйста.
Относительно того, носить ли открытые платья — каждый будет принимать это решение сам. Здесь никто не может давать совет.