История создания ансамбля «Ялла»: вся правда

1043

Вышла в свет книга ««Ялла»: люди, события, судьбы» Бахадыра Джураева, в которой автор последовательно раскрывает историю создания вокально-инструментального ансамбля «Ялла». Являясь одним из непосредственных инициаторов организации и участников группы, он прослеживает жизненный путь и судьбы единомышленников, с которыми дружил и упорно трудился, испытывая муки творческого поиска и радость вдохновения, а также людей, которых ему посчастливилось встретить на своём пути.

60-е годы прошлого века можно смело отнести к расцвету рок-музыки. Огромное влияние на это оказала легендарная ливерпульская четвёрка – группа «Битлз». По всему миру, как грибы после дождя, рождались вокально-инструментальные ансамбли.

Докатилась эта волна и до СССР. Чуть ли не в каждой организации, заводе создавались свои бит-группы. Но большей популярностью рок-музыка пользовалась у молодёжи. Трудно было найти институт или университет, где бы не возникали вокально-музыкальные составы.

В конце 60-х годов в Ташкенте были популярны такие ВИА, как «Киберги», «Скифы», «Ваганты», «Синтез» и другие, созданные на базе Ташкентского государственного университета, физкультурного, политехнического и других институтов.

Они пели западную эстраду то по-английски, то по-русски. Отдавая должное их талантам, нужно признать, что ни одна из групп не имела ярко выраженной музыкальной идеи, способной увлечь. Нет, они делали попытки соединить традиции мировой рок-музыки и узбекской национальной музыкальной культурой, но сделать это высокопрофессионально, как ансамбль «Ялла», не удавалось никому.

Именно органичный синтез рока и узбекской музыки проложил «Ялле» дорогу к успеху. А путь к успеху начинался в далёком 1969 году.

В канун нового 1969 года у студентов Ташкентского театрально-художественного института Сергея Аванесова и автора книги Бахадыра Джураева возникла идея создать институтскую рок-группу. Оба парня были музыкальными, любили современную музыку и у обоих было горячее желание экспериментировать.

Инициативу ребят ректор института поддержал и убедившись, что намерения у них серьезные, а их выступления публика тепло принимает, посодействовал в приобретении подходящей аппаратуры и инструментов.

В книге автор рассказывает, как трудны были первые шаги с подбором музыкантов, но уже в том же году к ним примкнули Мансур Рахманкулов, Азамат Собиров, Дмитрий Цырин (игравший до этого на ударных инструментах у «Кибергов») и Сергей Гилёв – известный джазмен, великолепный пианист.

Бахадыр Джураев пишет, что Гилёв взял на себя игру на органе и стал первым музыкальным руководителем, заставляя упражняться в многоголосии и прививал вкус к джазу.

Выступления молодых музыкантов, исполнявших джаз и рок, пользовались неизменным успехом на концертных площадках города. Но статус ансамбля был студенческим, любительским.

Вот что вспоминает Бахадыр Джураев о первом шаге к профессиональному ансамблю. В один из осенних дней 1970 года его и Сергея Аванесова, вызвал директор учебного театра Герман Рожков. После короткой беседы он сказал: «Мне понравился ваш концерт с греками, а что если мы создадим профессиональный вокально-инструментальный ансамбль?

От неожиданности и удивления мы потеряли дар речи.

-Ну, что вы скажете на это? – повторил он.

-Для этого нужна хорошая материально-техническая база… — наконец справившись с потрясением, неуверенно произнёс Сергей.

-Вы имеете в виду аппаратуру? Будет аппаратура! – уверил Герман Махмудович. – Я решу эту проблему со временем! Музыкальным руководителем назначим Евгения Ширяева, выпускника Ленинградской консерватории. Возможно, с нами будет работать и Фаррух Закиров, младший брат Батыра Закирова. Они придут познакомиться и прослушают, как освободятся.

-А зачем нас прослушивать? – с плохо нескрываемым недовольством спросил я. – Вы же были на нашем концерте и слышали нас!

Герман Махмудович переменился в лице. Посмотрев на меня, он строго, но спокойно произнёс:

— Я буду заниматься организацией и руководством ансамбля, а музыкальная часть ляжет на плечи Евгения Ширяева, поэтому ему необходимо будет вас прослушать.

— А что будет делать Гилёв? – не унимался я.

Этот вопрос вызвал ещё большее раздражение Германа Махмудовича.

— Вашего Гилёва никто не гонит, — нервно произнёс он. – Он как приходил, так и пусть приходит. Руководить ансамблем не будет. Пусть работает музыкантом».

После прослушивания, на первой же репетиции вместе с Евгением Ширяевым, к удивлению музыкантов, появился Шахбоз Низамутдинов. Джураев правдиво рассказывает в книге: «Отвергнутый в свое время Гилёвым, он попал в наш ансамбль без всякого прослушивания. Позже выяснилось, Евгений Саныч и Шахбоз – соседи…».

В ноябре 1970 года во дворце спорта «Юбилейный» состоялся Республиканский конкурс вокалистов и ансамблей, на котором будущий ансамбль «Ялла» завоевал приз зрительских симпатий, что дало ему право участвовать в зональном конкурсе Центрального телевидения СССР «Алло, мы ищем таланты», намеченной на вторую половину февраля 1971 года. Приблизительно в эти же дни в ансамбле появились Шамиль Закиров и Али-Аскар Фатхуллин.

Незадолго до конкурса, в первых числах февраля 1971 года, на репетицию пришёл Фаррух Закиров и сразу органично включился в работу. Об этом автор воодушевлённо говорит: «У меня появилось ощущение, что теперь мы можем свернуть горы и переиграть всех конкурентов».

Республиканский телевизионный конкурс был выигран и дорога в Свердловск на полуфинал «Алло, мы ищем таланты» была открыта.

Полуфинал в Свердловске должен состояться в конце марта 1971 года и встал вопрос под каким названием выступать коллективу. В книге об этом факте говорится так: «В марте, после женского праздника, поздно вечером, часам к одиннадцати, на репетицию пришёл известный кинорежиссёр Народный артист Узбекистана Кабулов Анатолий Зухурович. Мы сразу его окружили.

— Толя,  — обратился Герман к нему, — на днях мы улетаем в Свердловск на конкурсную передачу «Алло, мы ищем таланты». Вот не знаем, какое имя дать ансамблю?

Анатолий Зухурович, хорошо зная нас заочно, окинул всех быстрым взглядом и не задумываясь произнёс:

— «Ялла»!

27 марта 1971 года главная редакция молодёжных программ Центрального телевидения вышла в общесоюзный эфир с передачей «Алло, мы ищем таланты». По условиям конкурса из пяти солистов и ансамблей в полуфинал должны пройти по одному участнику.

Конкурентами «Яллы» оказались известные исполнители, ВИА «Ариэль» из Челябинска, квартет «Игоринки» (Свердловск), вокальный дуэт из Кирова и вокальный ансамбль «Спектр 2» (Горький).

«Ялла» завершала конкурсное выступление с двумя песнями, «Песней о любви» в стиле русского романса и «Киз бола», замечательно представившую яркую и солнечную узбекскую музыкальную культуру звучанием рубаба и дойры, которая стала чем-то вроде убедительной точкой в их победе.

Одолеть конкурентов удалось благодаря артистизму, театральности, искренним, глубоким проживанием песни и конечно же, обаянием, которым коллектив обладал.

И недаром, известный композитор Ян Френкель, входивший в состав жюри, во всеуслышание заявил:

— Учитесь петь русские песни у узбекских исполнителей!

Добившись успеха в Свердловске, уже в апреле 1971 года «Ялла» отправляется в Москву на финал конкурса «Алло, мы ищем таланты». К этому времени в группу был приглашён младший брат Фарруха Равшан Закиров, который на завершающем концерте выступил с сольной песней «Плывут туманы белые».

Из тридцати финалистов победителями должны стать двенадцать коллективов. После объявления всех двенадцати лауреатов, ведущий Александр Масляков торжественно и интригующе озвучивает специальное решение жюри – лучшей финальной группой объявляется «Ялла»!

Успех на престижном конкурсе столь высокого уровня подтвердил профессионализм молодых музыкантов и 16 июля 1971 года они были официально зачислены в штат Узбекконцерта и Узгосэстрады в следующем составе:

  1. Сергей Аванесов  — соло-гитара
  2. Бахадыр Джураев – бас-гитара
  3. Равшан Закиров —     ритм-гитара
  4. Фаррух Закиров     —  дойра
  5. Шахбоз Низамутдинов – рубаб
  6. Али-Аскар Фатхуллин  — клавишные
  7. Дмитрий Цырин – ударные

Музыкальный руководитель  — Евгений Ширяев.

Художественный руководитель – Герман Рожков.

Вступление в профессиональную жизнь открыло перед «Яллой» широкую дорогу, полную неожиданных радостей, ошеломляющего успеха и безграничного счастья, а также глубокой грусти, печали и отчаянного разочарования…

Впереди были взлёт и падения, успешные и провальные гастроли по СССР и зарубежным странам. Уходили одни музыканты, приходили другие. То, что было сделано первым составом в начале 70-х, было утрачено в творчестве исполнителей второго состава.

В ноябре месяце 2020 года «Ялла» отмечает своё 50-летие. Из десяти человек первого состава до юбилея дожили только четверо: Фаррух и Равшан Закировы, Али-Аскар Фатхуллин и Бахадыр Джураев.

В конце первого десятилетия двухтысячных ансамбль возглавил Фаррух Закиров. Благодаря его труду и таланту, работа продолжается и по сей день, удивляя и восхищая зрителей.

Третий состав «Яллы», который Фаррух назвал вторым дыханием состоял из следующих исполнителей:

Жавлон Тохтаев  — ритм-гитара

Дони Ильясов  — клавишные, позже его заменил Аббос Алиев

Борис Гершкович – соло-гитара

Алишер Туляганов – ударные

Рустам Ильясов – бас-гитара и музыкальный руководитель

Фаррух Закиров – художественный руководитель.

Именно в этом составе ансамбль вышел из кризиса и, поднявшись на новую высоту успеха и славы, на протяжении четырёх десятилетий крепко удерживал музыкальный авторитет республики на том высоком международном уровне, которому соответствовал когда-то первый состав «Яллы».

Ядром, стержнем ансамбля был, есть и бессменно остаётся Фаррух Закиров. Его знание узбекской народной музыки, изысканный музыкальный вкус, понимание глубинных музыкальных тенденций в мировой эстраде и композиторский талант стали фундаментом жизнеспособности ансамбля на протяжении полувека.

М.ДЖАНГИРОВ, фото иллюстраций из книги ««Ялла»: люди, события, судьбы».

Свою книгу автор Бахадыр Джураев посвящает музыкантам первого состава ансамбля «Ялла».

Источник nuz.uz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here